#нпу #кпи #кпі #kpi #npu #впи #впі
КПИ vs НПУ (часть1)
В НПУ имени Драгоманова (дальше «драгопед») я проучился 4,5 года (4 года бакалаврат и один семестр на магистратуре, что являло на тот момент 50% общей длительности) на специальности «изобразительное искусство», которая представляет собой очень странную смесь учителя рисования и художника практика. В Издательско-полиграфическом институте НТУУ «КПИ» (дальше «полиграф») я проучился 2 года на магистратуре на специальности тоже «изобразительное искусство», художник-график, оформитель книг. Немного неравноценно, но, я считаю, за 2 года можно хорошо понять обстановку и особенности учебного заведения.
Этот пост может быть полезен абитуриентам, которые не знают куда лучше поступать на художку. А также, очень вероятно это прочитают преподаватели из этих учебных заведений, и надеюсь, сделают правильные выводы (очень сильно надеюсь). Я написал этот пост не с целью кого-то обидеть или посчитаться с кем-то, а для тех людей, которые в состоянии адекватно воспринимать критику и готовых улучшать качество образования в своем учебном заведении.
ПЛЮСЫ
В драгопеде была отличная психология, преподаватель меня сильно заинтересовала этой темой. Мной были прочитаны все книги, которые она советовала. Благодаря этим рекомендациям и очень информативным лекциям я смог получить знания, которые, как я считаю, необходимы каждому человеку для глубокого понимания себя и других людей. Также были крутые лекции по истории искусств, которые тоже очень сильно повлияли на меня, как на формирующегося в тот момент художника, в правильный момент и в доступной небанальной форме. Я познакомился с классными людьми, с которыми продолжаю общаться и поддерживать контакты. Поступить на бюджет было легко, а стипендия никогда не бывает лишней. Также я освоил технику масляной живописи, которая пригодилась как в коммерческой деятельности, так и с творческой точки зрения. Были хорошие преподаватели и по художественным дисциплинам: познавательные лекции по композиции, цветоведению.
В полиграфе было значительно больше художественной практики, которая началась с пленэра в Печерской лавре с нашим преподавателем, который тоже постоянно рисовал вместе со студентами и давал много полезных советов. На практику он ходил систематично и действительно много успевал нам показать, рассказать и научить. Позже мы занимались с ним уже в аудитории. Личный пример преподавателя действительно сильно помогает понять многие важные вещи. На магистратуре были исключительно постановки с обнаженной натурой (рисунок, живопись). Преподаватель способствовал экспериментам с форматом и техникой рисунка в разных мягких материалах. Также была возможность попасть на пары рисунка и живописи к другим группам и преподам, порисовать еще больше натуры. А если и этого мало, то был и вечерний рисунок, который,
правда с переменным успехом, то организовывался, то не работал. Всегда можно было работать в той технике живописи и рисунка, которая больше нравится, делать наброски или длительные работы (если договориться с группой, преподом и натурщиком). Никто никогда, в целом, не запрещал экспериментов. Оценки ставились относительно строго, с не всегда приятными комментариями, но в целом без проблем и странных дедлайнов в достаточно неформальной обстановке. Много работаешь? – молодец, работай, старайся, делай, что считаешь нужным. Наличие пространства вообще отдельный аспект: много аудиторий для натурного рисования, целый отдельный корпус для работы с гипсами, натюрмортами и фотографией, 2 больших класса с компьютерами для работы в графических редакторах (один с ПК на Виндоус, а второй с Эппл МАКами). Я освоил много полезных аспектов подготовки полиграфии к печати, а также немного верстку. В наличии хорошие и очень хорошие преподы, а также просто человеческое отношение к студентам и демократичная атмосфера. На кафедре работают (и работали) достаточно известные художники. Заданий задают не слишком много (относительно нпу) и потому можно больше работать над тем, что сам считаешь нужным, а не над тем, что тебя нагрузили. Организованный студент, который знает, что ему нужно будет чувствовать себя комфортно. Офортная мастерская и литографская также в наличии для любителей этих техник, а также возможность съехать и практически не заниматься этими техниками для нелюбителей (как я собственно). Помимо выставок внутри университета кафедра принимает участие в Книжном арсенале, в других книжных выставках и фестивалях, немного продвигает своих студентов.
МИНУСЫ
«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других.»
— Джордж Бернард Шоу
«…а кто не умеет и этого, учит учителей.»
— Лоренс Питер
В драгопеде очень… оооочень много проблем. Если зайти туда на экскурсию первая проблема будет заметна невооруженным глазом – мало места и пространства для работы. Аудиторий для рисунка и живописи всего 2, причем небольших, и это аудитории для всех групп и курсов. Еще есть одна с половиной аудитория для композиции и декоративно-прикладного искусства, скульптурная мастерская и кафедра. Все, вот это все аудитории кафедры. С общеобразовательными предметами тоже беда, с местом проведения пар часто возникали проблемы, доходило до того, что наш семинар проходил В ГАРДЕРОБЕ! А ректор в это время сдавал часть (и сейчас сдает частично) помещения университета магазинам и ресторанам. Теснота на парах живописи, где нужно поставить мольберт с холстом (который постоянно требовали огромного формата, но об этом дальше), подставку для красок и еще как-то иметь возможность выходить, усугублялась огромной численностью моей группы. Ходить на такие пары было как-то возможно только потому, что не все всегда приходили. С натурой были проблемы ужасные, мало того, что портреты начинают рисовать только во втором семестре 3-го курса, так еще и натурщика было всего 2: мужчина, который мог заснуть даже стоя (и храпеть), и женщина, которая, то мне говорила, что у меня плохо постригли сегодня и, что мне нужно завести личного парикмахера, то про нестабильность строения энергий Вселенной. Один раз был новый натурщик, но он не выдержал атмосферы и убежал. Атмосфера на таких парах была ужасной, многие громко разговаривали вместо того чтобы сосредоточиться и рисовать, другие опаздывали и громко пытались вклинится на лучшее место. Громкое чтение смешных картинок в ВК и тому подобные радости прилагаются. Работать в такой атмосфере было очень сложно, в отличии от КПИ, где практически все молчат, когда рисуют (во всех группах). Мотивация и технический уровень студентов просто несравним. Преподы опаздывают на такие пары, в аудитории отсутствуют, заходят редко, раз в час в лучшем случае скажут что-то типа «у тебя рука короткая вышла», и пойдут на кафедру заниматься своими делами. Технику масляной живописи на 3м курсе, которую практически никто не понимал, объяснять нам не удосуживались, сказали только купить миллион цветов и выдавливать побольше краски. Хранить это все неудобно и особо негде. Как результат – везде по углам валяются работы, этюдники, грязные палитры и т.д. В туалете даже не было мыла, чтоб помыть руки от масла и бежать на лекцию по общеобразовалке, потому все носили свое мыло. В такой атмосфере, с отсутствием примера и нормальных консультаций невозможно научиться, а еще добавьте сюда нулевой уровень поступающих. Бардак в аудиториях до сих пор там стоит, и никто его не убирает. У меня были такие позывы, но инициатива это вообще последнее, что будут приветствовать в драгопеде. На 2м курсе у нас был молодой препод, который попытался сломать эту систему, ввести вечерний рисунок, навести порядок и т.д. Но в результате он не смог выдержать там и года, хоть студенты были очень довольны, и даже самые пассивные начинали больше рисовать. Программа предполагает упор на основы, которые изучают в художественной школе, рисование большого количества натюрмортов довольно длительное время, а потом внезапно ускоренными темпами дают портреты, пластическую анатомию за один семестр, потом сразу обнаженку и многофигурные композиции. Так нельзя, такая система не работает, либо вы даете упор на что-то одно, либо если хотите захватить все, то структурируете это разумней и с нормальными объяснениями. Вообще с разнобоем техник, предметов и ненормальных заданий беда. Мне не совсем понятно, кого готовят в нпу. В дипломе написано «художник, учитель изобразительного искусства». И упор был именно на том, что это ХУДОЖНИК с правом преподавания. Разберем поподробней. Художник должен уметь рисовать, а с этим все плохо, абитуриенты приходят без какой-либо подготовки, часто не закончив даже художественных школ, потому программа предусматривает эту самую подготовку от нулевого уровня. Но это не колледж, это университет, основы отбирают практически 3 года времени, при этом разнобой заданий колеблется от обнаженной натуры до авторской куклы, писанки, китайской живописи, промышленного дизайна и линогравюры. Можете себе представить сколько времени выделяется на каждую технику. Отдельная тема – компьютерная графика, на которую просто не предоставляют компьютеров СОВСЕМ, ты должен сам покупать себе ноутбук чтоб ходить на пары, а требования к работам нереально высокие при почти нулевом объяснении материала. Также было плетение гобеленов, но хоть с хорошим преподавателем, которая попала в больницу как раз, когда у нас был этот курс. Преподаватели и их требования – это тоже отдельная большая тема. Если вы пошли в драгопед, будьте готовы, что вам почти не будут ничего объяснять, но требовать будут по полной, как будто вы этим уже многие годы занимались, а не пару месяцев/недель. Все это усиливается тем, что задания постоянно изменяют в самый последний момент, как и даты сдачи работ, и виноваты конечно ленивые студенты, а не неорганизованные преподаватели кафедры и деканат. Объемные задания возникали иногда за неделю до сдачи, либо же нужную информацию/материалы для решения поставленных задач преподы не давали месяцами, хоть им об этом и напоминали систематично. Количество работ за семестр часто превышало значение в несколько десятков, а задания были такими, что технику нужно было изучить самому практически с ноля. В результате все делали все в последние ночи, так как нужно еще сдать 5-6 экзаменов с общеообразовательных дисциплин. Добавьте сюда нулевую подготовку большинства студентов и внезапные изменения дат сдачи и количества дополнительных заданий и получите ужасающие своей красотой просмотры. Но в конце просмотра можно послушать замечательные речи, где драгопед сравнивают с Гарвардом и западными художественными академиями, а также посмотреть фотоотчет в фейсбуке (ссылка прилагается: fb.com/komnpu). Еще наш преподаватель как-то на полном серьезе рассказывал, чем драгопед лучше, чем НАОМА... НАОМА далеко не идеальна тоже, но просто банально посмотрите уровень студентов и условия. Были и талантливые старательные студенты, но им было невыносимо больно «учиться» в таких условиях. Кстати самые талантливые не выдерживали и убегали потом в ту же НАОМУ или полиграф. Преподавателей хороших на всю кафедру всего пару человек, причем есть такие, что просто не хотят преподавать, а ведь теоретически могут. Наверное, в такой атмосфере и уровне студентов просто забили на это все. Есть еще личности, которые неплохо так преподают, но ведут себя достаточно по-хамски, а также с серьезным лицом и с умными словами долго рассуждают о том безобразии, что выставляют студенты на просмотре, потом подбирая графоманские эпитеты для описания сего творчества в фейсбуке. Слушать это (и читать) с серьезным лицом просто невозможно. Был случай еще интересный: мой одногруппник живет в киевской области, но ездил на пары по 2 часа каждый день в одну сторону. За месяц до педагогической практики его поставили перед фактом, что на эту самую практику ему нужно будет ездить еще плюс по Киеву на 2 видах транспорта примерно полтора часа (3.30 часа в одну сторону). Понятное дело он попытался поменять школу для практики на местную, что все успешно и делают в таких ситуациях абсолютно законно и без проблем, но видите ли уже мало времени осталось, всего лишь месяц, а заранее предупредить студентов (в лучших традициях драгопеда) не нужно было, конечно. Он пытался решить это с кафедрой несколько раз, но безуспешно. После этого я посоветовал сходить ему в главный корпус к управляющей всеми практиками, зная, что она адекватная и человечная. Эта ответственная сказала, что нет проблем в том, что он пройдет практику в местной школе. После же его вызвали на кафедру и этот человек с кафедры (с научной степенью, кстати) сказал ему, что нельзя выносить ссору из избы и, что за такое «на зоне в параше мочат». В результате уже совсем другой человек тоже с кафедры пошел на встречу и решил его проблему. Выводы делайте сами, имен я не называю, но почти на 100% уверен, что этот человек читает эти строки, так как знаю, что кафедра следила даже за моей информацией в фейсбуке. Обижалась, что я не поставил в колонке «образование» драгопед. Пользуясь случаем хочу передать им привет :), а также пожелать мудрости и ума сделать из этого безобразия нормальное учебное заведение для учителей (для художников не выйдет). Как вы понимаете, художников не обучить в таких условиях. Что же касается учителей рисования? Ирония в том, что с этим делом все еще хуже, на много хуже. Методика преподавания изобразительного искусства – основной профильный предмет, который преподают, начиная с 2-го курса. У меня было 2 преподавателя по этому предмету: первая просто читала с бумажки водянистые лекции, в которых были обозначения термина «урок» и т.д., а вторая имеет проблемы с психическим здоровьем. Я не хочу никого обидеть, я давно успокоился, злости и бури эмоций сейчас нет, она действительно нездоровая, ей нужна помощь. Как-то она устроила просмотр наших работ с уборщицами, и поставила те оценки, которые они выставляли, а выставляли они не слишком щедро, про квалифицированность я вообще молчу. Оценки всегда странно ставили, у нас ни один человек никогда не получал повышенную стипендию, в отличии от других специальностей, где таких людей было по 3-6 человек на группу. Абсурд продолжался на парах, где она общалась с нами как с дошкольниками и предлагала выполнять искаженные безумные версии заданий для тех же дошкольников. Книг по методике вообще никто не рекомендовал и не показывал, единственное нормальное, что я помню – задание подготовить урок (который мы потом демонстрировали в гардеробной, так как аудитории были заняты). Этот человек, если что, тоже имеет научную степень. На государственном экзамене после такого обучения в результате почти никто не мог нормально ответить, на что нам сказали, что сами виноваты, преподы не обязаны вас обучать, вы должны были сами неизвестно где найти информацию и научиться. Возникает вопрос: зачем мне тогда вообще было ходить на пары? Чтоб потом на экзамене вот такие специалисты меня оценивали? Педагогика и тому подобные теоретические предметы совсем не обучают ничему полезному, а существуют для зазубривания терминов и умения рассказать о каких-то простых вещах сложными пустыми словами. 90% таких дисциплин, которых было примерно 4-5 штук, построены на том, что тебе с листочка или ноутбука диктуют советские учебники на украинском языке. Зачем это безумие и как это помогает в педагогической практике для меня загадка. Там познания в духе: на уроках учитель учит детей и воспитывает, потому, что это важно и классно; на уроках можно вести беседу или давать задания, и т.д. Плюс стандартный набор философий, эстетик, этик, приправленный историей педагогики, медициной и возрастной физиологией с пофигистичными недовольными жизнью преподами. Магистратура вообще отдельная тема, там безумие увеличивалось в геометрической прогрессии на общеообразовательных дисциплинах, таких как: педагогика высшей школы и образовательная политика, где нас насиловали основательно и технично. Особенно образовательная политика, где нужно было изучать стены текста сомнительной ценности на каждый семинар. Задания никто нормально не объяснял, а требовали в лучших традициях кафедры изобразительного искусства, хоть это и другая кафедра. Научной деятельностью никто не занимается и не объясняет; хорошо, что и не требуют особо.